Рецензии альбома на сайте ЭКСПЕРТЫ.бай: http://www.experty.by/node/2199
————-
БОЛЬШОЙ ТЕКСТ от Анны Богдан:
«Бей» – сразу возникла ассоциация на «Кровь на вкус», такая же вседозволяющая и призывающая. Невозможно же не ответить. Динамичная такая, поддразнивающая. Может, в этом и суть наша, (бить и пить кровь вашу, мужскую, а ваше наслаждение – поддаваться и отдавать себя). А потом поменяться. Чтобы попеременно.
«Между строчек» – почему-то показалась очень о Беларуси. «Отступать нам нельзя, да и некуда». Был бы знаменатель действительно общий, и пробои в системе не заставили бы себя ждать, сдается мне. Кому-то, по-видимому, все-таки недостаточно еще опостылела кожа. А метафора меткая, точнее нельзя. И вообще, пока слушала альбом, частенько приходилось отматывать, чтобы еще раз усладить свои уши гениальностью мыслей, гениальностью в том, насколько выразительна картинка. Как можно было настолько лаконично констатировать факты в такой художественной форме, так ненавязчиво просто и при этом изящно, уму непостижимо. (Было это приблизительно так: «чтооо? мне не послышалось? «впечатала крыльями в лед»? «мой заминированный пьедестал»? «наши губы к утру будут воспалены»? и как же логично вслед за этим упомянуть чувство вины, это просто вот взять и добить. А какая виолончель здесь на последней минуте — эхх. Если начистоту, просто бьюсь в восторге (извините за каламбур), приоритет «Прозы» на ближайшие недели – первостепенный.
«Буйки» – часть восхищения выразила уже. В чем для меня еще особенность Вашей музыки – ее не только продеваешь в свои иголки (понятно, каждому слушателю важно, чтобы текст ему ПОДХОДИЛ, чтобы можно было сопоставить со своим видением, если таковое вообще наличествует, если подобное пережил, если о том-же задумывался, вот тогда по-настоящему задевает – не сомневаюсь, вам это известно, и в чем еще уверена более чем – что исходя именно из этого вы никогда ничего не писали и абсолютно точно не соберетесь), но еще учишься. Это как читать книгу изречений древних мудрецов. Или открываешь себя. В себе. Опять же, когда есть что. Если кому-то не найдется чего открывать, удачи им, расти – ну это естественно, так и передайте.
«Известь» – вот ее бы и «Насколько непросто» как можно большему количеству умеющих слышать. Остро социальные. В масштабах нашей страны определенно.
«Соль» – гитара сразу взяла (вот даже как бы за руку) и ведет, рассказывает историю-теорему (волшебная гитара, между прочим), условия задачи воспринимаются на раз, все как есть, все эти обоюдные додумывания, зачастую не имеющие под собой никакой почвы, попытки интерпретировать, возможно, ничего не значащее. «А вчера от тебя пришло несколько строк, чтобы вновь потрясти мой печальный мирок. Равновесия букв мне не осознать, что и требовалось доказать». «Эта боль бесценный, хоть и тягостный дар.» Доказательство, однако, суждено найти лишь идущему. Что и требовалось доказать. Шедевр. Без комментариев.
«Сеять добро» – «в твоем мире бога не назначали» — все, я в нокауте. «Так не рано ли сеять добро?» – это как приподняли с пола, размахнулись щедро перед ударом, чтоб уж наверняка, и.. оставили шанс. Помиловали. Лучше попробую видеть глубже, себе дороже. Потому как все еще езжу в метро, что уж тут.
«Друг друга» – совсем бесхитростная такая, незамысловатая, мне кажется. И цепляет своей прямотой. Вот именно и сложнее всего бывает сразу сказать, как оно есть. А еще и руку не выпускать – это же фактически через себя переступить. Без постоянной, методически упорной тренировки не удастся ни за что. Попытаться стоит, во всяком случае, вдруг поможет. Возможно.
Давайте ходить за пределы ролей.
«Лампада» – отличное музыкальное сопровождение для повествования, а какая подача сна! Ничего лишнего, тем более, ничего случайного.
«Азарт жить жизнью маяка». У лампады. Которая как долгожданное солнце в грубых облаках. С ума сойти, Рави.
«Мне не надо ничего, что ты не сможешь дать». По сравнению с этой строчкой «я люблю тебя больше жизни» — пустой, не несущий никакой смысловой нагрузки звук, к тому же неясно, откуда идущий (слышно на каждом шагу).
«Насколько непросто» – настраивающее начало. «Стоять нагишом на ветру». А это ли не свобода? И. Спасибо за фокусировку взгляда.
Со словами «и даже, когда кто-то станет чуть ближе» и всем, что далее по тексту, состояние, близкое к экстазу.
«Мы победим» — ооох, аж внутри все зашевелилось. Четкий ритм; клея у нас да, на всех хватает, солидарна. Такой напроломный твердолобый оптимизм, такая заражающая уверенность, а может, скорее, подогревающая остывшее. Разыскать бы эти овраги, куда все вытекает. Все диву даюсь, сколько смысла вмещает в себя каждая строка. Исчерпывающе.
«В дамки» – решила сейчас, будет моей любимой на альбоме, очень близка. Выражена вся суть. Мелодичная такая, светлая. Помогает понять. Его. Себя. Помогает научиться. Как и все твои песни. Пропускается во венам, истинно для свободных. Повторюсь, близка, настолько, чтобы великолепно себе представлять, какие именно звуки в темноте, куда всегда можно выбраться, и насколько высока цена света. Говорили мне: «она – земля. Ты – воздух. Мне нужно и то, и другое».
«Хрусталь» – изначально провоцирующая. Вот очень нравится. С первых строк. «Достаточно знать, что скоро тронется лед, для того, чтобы жить заключенным в хрусталь». Она такая, ее бы в ряд к «Извести» и «Насколько непросто», но по атмосфере гармонично созвучна другим в альбоме. В любви своя политика, как известно.
Верю, что не хочешь продолжать. Никто из нас не хочет.
Ломаем клети. Вдыхаем огонь полной грудью.
Возможно, из-за такой ее дуальности (исключительно мое восприятие) она кажется самой подходящей для номера 12 в альбоме. Логическое завершение. Подытоживающее.
Чудесный альбом. Восхитительный. Мой мозг и уши хотели бы от всей души высказать Вам свою благодарность=). Скорый экзамен по типологии грамматики немецкого и русского безвозвратно ушел на задний план. Альбом заставляет думать. Нет, Д У М А Т Ь. В какой бы степени эмоциональна ни была моя робкая оценка Вашего творения, позволю себе дерзость заверить Вас, последнее утверждение максимально объективно. Думать есть над чем. Есть чему учиться. На том и спасибо.
Бью то, что красиво. Разбивать — не особо созидательный процесс, как ни крути. Но кто испытал сие на собственной шкуре, вряд ли будет спорить: нет ничего приятнее, чем наблюдать разлетающийся на мелкие осколки хрусталь. А звук-то какой — мм. Мягкий, приятный, ласкающий слух. Есть в этом какая-то неуловимая гармония. Многовато лирики вокруг. Ищите эту самую гармонию в «Прозе».
Qui quaerit, repent.
————————————————————————-
ОТЗЫВ от PASHA GREEN:
Перед выходом релиза, я немного побаивался абсолютно новых песен, мало ли не понравится или Рави преподнесет что-то абсолютно другое.
Тем не менее… Получился он такой, как и хотел сам музыкант, который хочется слушать и слушать и не один раз. Лично я слушаю его постоянно, вот уже седьмой день и не могу напитать себя им полностью ибо работа очень яркая, открытая, честная, качественная. Все ожидания оправданы. Весьма романтичный, хотя, кто каким видит его я не знаю, но меня заставил задуматься о многом. Это главное. Тут нахлынули и мысли о море, и об взаимоотношениях, любви, борьбе, месте в социуме, болоте рутины. Очень много всего и сразу. Это здорово. Очень хочется услышать всё новое на концертах в сценических версиях, иных исполнениях. Рави с этим, обычно, хорошо справляется.
Еще хочется сказать, что альбом получился и музыкой для плеера и для автомобиля, для утренних пробежек и тд, для чего угодно.
Также считаю его какой-то «Романтикой» номер 2, той, которая вышла еще в 6 году, если не ошибаюсь, лень смотреть. Ничего плохого в этом нет, всё выдержано в своем стиле, манере, эмоциях. Так как Романтику считаю одним из лучших, именно этого мне и не хватало.
Спасибо огромное за отличную работу, дорогой и самый любимый музыкант. Очень жду в Минске и затем поездки вместе в Гомель.
Было бы время посетил бы весь тур целиком. И так каждый раз.
Продолжай в том же духе, что бы не случилось. Спасибо!!!
————————————-
НЕБОЛЬШАЯ РЕЦЕНЗИЯ от «ОнПромо Гомель»:
Атморави уверено продолжает рушить концепции и бороться с предрассудками, что является в наших широтах делом неблагодарным. Альбом «Проза» изготовлен на деньги слушателей-акционеров, называется это краудфандинг. Тексты — яркий протест, «больные» темы. Отношения полов, отношения с властью, мораль, религия, секс — все то, о чем у нас принято молчать. Музыка — поп, пост-панк, танцы со слезами на глазах. И вот тут мы сталкиваемся с парадоксом — во всем мире только такие альбомы сейчас и делают (или даже делали), а у нас наверняка скажут «русский рок», а то и «бард» и уйдут слушать «что-нибудь из старенького». Без пророка живем в своем отечестве. http://proza.atmoravi.ru/
———————————————
Рецензия альбома от Алеся Мойского от 8 сентября 2013:
Атмараві «ПРОЗА».
Назва гэтага альбома можа выклікаць шмат асацыяцый. Для мяне гэта водгук на альбом “Путь белых облаков”, пра які аўтар выказаўся яшчэ ў старым мінскім “Ё-маё”, як пра зборнік кароткіх тэкстаў, што пісаць значна складаней, маўляў, думку у 2-3 словы выявіць цяжэй. Тут жа, у новым альбоме, тэксты могуць падацца больш звычайными, і можа з’віцца асацыяцыя з прозай жыцця, з нечым зямным, а не “воблачным”. Хаця аблокі часта згадваюцца і ў “Прозе”: “…Бесконечная мука быть так тесно сплетёнными без права на собственные облака”. Часам зямное супрацьпастаўляецца нябеснаму: “Достаточно знать, что небо где-то вверху для того, чтобы жить глубоко по землёй”.
На другі погляд, пасля чарговага праслухоўвання альбома, разумееш, што тэксты не такія ўжо і звычайныя. Тыя ж супрацьпастаўленні, якімі поўніцца паэзія Атмараві, кажуць, што перад намі паэт-філосаф. І як бы аўтар не адкрэсліваўся ад гэтай гучнай намінацыі, яго не спыняцца так называць, пакуль мы будзем сустракаць дзівосныя антытэзы ў яго тэкстах, нават калі гэта гэта робіцца несвядома (напрыклад, святло-цемра: “Выбраться к свету, или во тьму – мне нравились звуки и там”, “Достаточно знать, что скоро будет светло, и солнце лучами взорвёт темноту”), будзем сустракаць прыёмы гукапісу, нават калі гэтаму прычынай добры музычны слых. Пераканацца, што “мы пераможам” дапамагаюць шматлікія асанансы з гукамі “е-е”:
Лей мне в уши елей,
Лей мне за шиворот клей,
Смотри, как становлюсь злей и безрассуднее.
“а-я”:
Знай, я не боюсь стай,
Как ты меня ни пинай,
Как ни навязывай общественное мнение.
і г.д.
Алітэрацыі таксама неаднаразова прасочваюцца ў паэзію Атмараві: “Я хотел бы услышать в ответ не шорох шуршания записанной плёнки…”
Мы неаднаразова чулі пра стаўленне Раві да фемінізму і іншых падобных тэм. Гендэрнае супрацьстаянне “мужчына-жанчына” працягваецца і ў “Прозе”. У песнях “Соль”, “Буйки”, “Друг друга”, “Бей” часам адзначаецца і моц слабой паловы чалавецтва (дазволю сабе аксюмаран – аўт.): “Твоё лезвие и моя кожа…”, “Солнце как будто ярче, но вы – девочка, а я – мальчик”. Рэакцыйнасць Атмараві на сучасныя праблемы, палітычныя падзеі ў першую чаргу ў РФ, дзе музыкант праводзіць шмат часу, мы бачылі і раней, узяць хаця б “Бунт кошек”. А ў новым альбоме варта звярнуць увагу на “Между строчек”, “Хрусталь” і “Известь”, дзе аўтар адзначае, што “это чуждая мне система, не мой ожидания зал” і збіраецца ёй “устроить переучёт”. Гэта ўласціва рок-музыкантам, таму як бы Раві не адмаўляўся і ад гэтага ярлыка, як у выпадку з паэтам, крытыкі будуць працягваць называць яго музыку рокам.
Гэты альбом нібы жыве сваім жыццём, ён нібы дыхае (“Мне нужен воздух…”, “Лишь луч твоего взгляда и силы есть дышать”, “В твоих руках и моих руках воздух”). Гэты альбом неабходна слухаць, каб атрымоўваць чарговую порцыю паветра ад кожнай новай песні.